Басы » Баяндамалар » Приемы нетрадиционного обучения как стимулирование мыслительной деятельности

Приемы нетрадиционного обучения как стимулирование мыслительной деятельности

г. Актау

Мангистауский гуманитарный колледж

преподаватель русского языка и литературы

Мошенец Т.В.

«Приемы нетрадиционного обучения как стимулирование мыслительной деятельности»

Объектом исследования является проблема организации  работы на уроках русского языка и литературы.Предметом исследования являются приемы нетрадиционного обучения как стимулирование мыслительной деятельности обучающихся   на уроках русского языка и литературы

Гипотеза исследования:

-разнообразие нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка и литературы  с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний, обогащает и развивает речь обучающихся.

Актуальность темы. В настоящее время главными задачами преподавателя является развитие у студентов индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Проблема формирования интереса к изучению русского языка и литературы. Русский язык и литература являются одними из сложных и интересных предметов в школе, поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся.

Как помочь им? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?

Поэтому, первое, с чего начинаю свою работу со студентами – это проверка техники, выразительности и сознательности чтения, умение ориентироваться в тексте, активный словарный запас.

Ведь для того чтобы строить занятия, надо иметь читающего ученика, и только тогда  создавать условия на уроке, чтобы студент понял, зачем ему нужно вообще-то читать, и захотел это сделать сам.

На что мы ориентируемся на уроке? На то, что студент уже знает, потому чтообъектом изучения на уроках литературы служат произведения искусства.
На уроках литературы ставлю перед учащимися главную цель: прочитать художественное произведение. Следующая задача – привлечь внимание учащихся к идейно-нравственным позициям писателя, к его взглядам на мир, на человека, на искусство, обусловившим идейно-художественное своеобразие произведения, ту концепцию, которая положена в его основу.

На уроках литературы применяю различные формы общения с художественным текстом: выборочное чтение, чтение по ролям, различные виды пересказа, беседы по вопросам, составление вопросов к тексту. Использую активные формы и приемы работы: уроки-лекции, уроки-памяти,  диспуты, конференции, организую самостоятельную работу во всех ее вариантах: фронтальную, групповую, индивидуальную, применяю и новые для студентов виды работ с текстом

«Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить  делать на полях пометки

«V» – это я знаю

«+» –  это новое для меня

«-» –  я думаю иначе

«?» –  необходимо разъяснение

«!!» – это меня очень заинтересовало

«Толстые и тонкие вопросы»

Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы),

и те, на которые ответить сразу столь определенно невозможно (толстые вопросы).

Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

?? • кто …   • что…   •когда…   может… •будет…        •мог ли…  •как звали…                            •было ли …          • согласны ли вы…                     •верно…

• дайте объяснение, почему…      •почему вы думаете…         •почему вы считаете… •в чем разница…          •предположите, что будет, если…          •что, если …

Такие «Толстые»  и «Тонкие»  вопросы  могут быть использованы на любой из трех стадий урока:

на стадии вызова ( проблемный вопрос)– это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при размышлении – демонстрация пройденного.

«Чтение с остановками «

Материалом для использования приема служит повествовательный текст.

Непременное условие для использования данного приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки.

Эти остановки  — своеобразные шторы:

по одну сторону находится уже известная информация,  а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

1 стадия – вызов (проблема)

На данной стадии,  на основе лишь заглавия текста и информации об авторе, дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия — осмысление

Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

3 стадия — рефлексия

Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое.  Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия,  совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие

работы.

«Опорный конспект»

В нем в краткой форме передаются основные сведения

текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные

знаки, символы, графические выделения.

Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда

таблицу.

Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем  информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска,  маленького открытия).

Блок –тема зашифрована в систему знаков -опор.  Это символы,  слова, даты,

стрелки перехода  или превращения, знака противостояния или союза.

«Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини – рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Естественным продолжением такого приема, считаю,- это составление кластера.

«Составление кластера»

В центре листа  записывается ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими,  от которых,  в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова (проблема) – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

«Синквейн»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но  и на любом другом предмете . Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.

 

«Напишите письмо»

Учащимся нужно написать кому – либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Иногда на уроке работаем по схеме: «Знаю – хочу узнать – узнал »

При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить посовещаться  и  определить

  1. « Что я знаю» по теме.

Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.

  1. Затем предлагается вопрос:

         «Что бы вы хотели узнать?»

  1. В столбик «Хочу узнать» записываются и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы во втором столбике вопросов.

Можно выписать третий столбик «Узнал» отдельно, если в этом  будет  необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Закончи предложение:

«Сегодня я убедился, что  ___________________»

«Теперь, я умею ______________________»

«Я знаю, что  ____________________»

На начальном этапе работы с текстом, можно предложить несколько спорных утверждений, которые сразу, как показывает опыт, приводит к размышлению. Это  «Верные – неверные утверждения»

На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не

изученной теме. Дети выбирают «верные»  утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

«Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах.  Используется на стадии «осмысления».

Технология применения:

Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают

друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.

Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

«Эйдос-конспект»

Подготовка создания эйдос-конспекта позволяет акцентировать внимание детей на детали художественного текста. Эйдос-конспект — это проживание текста на уровне образного восприятия и создание собственной творческой работы на основе данного.

Логическая схема уроков в рамках данной технологии:

— чтение произведения;

— выявление первого эмоционального впечатления;

— постановка проблемы, цели исследования, формулировка задач с целью их последовательного решения;

— выявление ключевых эпизодов, фраз, слов;

— создание ассоциаций, связанных с ними, важно их цветорешение в связи с необходимостью освободить подсознание;

— работа с разными типами словарей;

— постепенное создание эйдос-конспекта и его описания;

— итоговое создание эйдос-конспекта с целью сделать вывод в диалоге писатель–читатель, показывающий, что читатель понял писателя и эмоционально почувствовал его;

— оформление “находок”, сделанных в ходе работы с текстом, в письменную работу с целью развития письменной речи ученика.

Работа по созданию эйдос-конспектов очень важна на первом этапе филологического образования, так как здесь решаются задачи воспроизведения

читательских эмоций и наблюдение над внутренним миром литературного

героя.

В первой части конспекта визуализируются цветом, графикой, схемами,

рисунками,  композиционным построением восприятия и настроения, полученные

учеником при прочтении.

На втором этапе работы ребята выписывают ключевые цитаты или ключевые

слова из художественного произведения, которые отображают философскую,

эстетическую, социальную позиции автора.

Третий этап работы – завершающий: пишется резюме о ходе выполненной работы и полученных размышлениях от такого рода деятельности.

При озвучивании эйдос-конспекта, что должно быть непременным событием  учебного процесса, ребята проговаривают значение каждого знака, выбор цвета, фигуры, объясняют  значимость ключевых цитат.

Драматизация

Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания,  либо стать результатом долгосрочной

проектной работы учащихся.

Тексты русской литературы, как классический образец литературного стиля, успешно применяются на уроках русского языка, реализуя межпредметные  связи и формируя начальное научное мировоззрение. Такие интегрированные уроки помогают обучающимся увидеть  и понять, что знания в одной образовательной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях знаний. Каждому обучающемуся  предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, каждый включен в учебный процесс, в результате чего развиваются общеучебные умения; во время таких уроков наблюдается повышение обученности и воспитанности,  появляется стимул к исследовательской работе для повышения уровня знаний по предмету.

Всё новое – это хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей педагогической деятельности я, совместно с коллегами учителями-словесниками, заинтересовалась методикой крупноблочной подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко, и решила использовать её на своих занятиях.

Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Цель её отвечает всем современным требованиям:

•  активизация мыслительной деятельности обучающихся, а, следовательно, мотивация к предмету.

•  формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.

•  развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

•  повышение интереса к изучаемому материалу.

Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.

Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:

— лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

— структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д.

— удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

— занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах .

— цветовое оформление — важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

http://russkiy-na-5.ru/files/uploads/r_k082.png

 

Помимо всего перечисленного студентам дается индивидуальное опережающее задание по подготовке темы  с последующей защитой: презентации к урокам литературы и русского языка, проведение урока ассистентом, проведение круглого стола, КВН,  различные тесты такие, как  «Русский медвежонок», сканворды, кроссворды, индивидуальные задания на карточках, тренажеры, восстановление текста и другие виды работ

Такие научно-творческие работы пробуждают у студентов интерес к добыванию знаний, а преподаватель становится  учителем-координатором, подготавливающим к жизни в обществе и поощряя стремление   к совершенству…

Используемая литература

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан
    на 2011 – 2020 годы

  2. Ардашаева Л. Е. Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и

литературы. //

  1. Интернет-журнал «Эйдос». — http://www.eidos.ru/journal / 2010/0319-10.htm.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *