- Коммунальное государственное казенное предприятие
- «КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА»
- Управления образования
- Восточно -Казахстанского областного акимата
- ПЛАН УРОКА № 48
- Преподаватель: Ажибаева М. Ж.
- Предмет: Русский язык
- ТЕМА: Народные традиции и обычаи. Односоставные предложения.
- Цели
- — Учебная развить понятия об особенностях строения грамматической основы предложения, умение узнавать односоставные предложения с главным членом сказуемым, главным членом подлежащим, дать понятие о видах односоставных предложений на основе сопоставительной грамматики
- Развивающая
- — развитие навыков аудирования, умения высказывать свое мнение, применять ранее полученные знания по грамматике казахского языка
- — Воспитательная воспитание интереса к культуре русского народа, стремления к достижению намеченных жизненных целей, позитивного психологического настроя
- Тип занятия практическое
- Оснащение проектор, цветные карточки, схема синтаксического разбора простого предложения.
- Межпредметные связи казахский язык, самопознание
- Структура урока:
- Организационный момент:1 минута
- Презентация: 2 минуты
- Опрос домашнего задания: 10 мин
- Подведение итогов домашнего задания:1 минута
- Объяснение новой грамматической темы:20 минут
- Закрепление новой темы: 15 минут
- Объяснение новой лексической темы:15 минут
- Закрепление лексической темы: 20 минут
- Подведение итогов, вопросы по новой теме:2 минуты
- Объяснение домашнего задания: 2 минуты
- Подведение итогов урока: 2 минуты
- Ход урока:
- Орг.момент: приветствие учащихся, диалог с дежурным по аудитории,
- № урока по плану, запись даты и номера урока в тетрадях, оценка за внешний вид.
- Презентация урока: ознакомление учащихся с ходом урока, задачами на данный урок.
- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
- «Не стыдно не знать,
- Стыдно не учиться»
- -Как вы понимаете данное высказывание?
- -Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
- Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.
- Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
- Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число,
- Опрос домашнего задания:
- Ответьте на вопросы, используя при возможности обстоятельства.
- 1. Кем был Чокан Валиханов? Где получил образование Чокан?
- 2. Где получил образование отец Чокана?
- 3. Когда было преобразовано войсковое казачье училище?
- 4. Когда Потанин увидел Чокана в первый раз?
- 5. Откуда были присланы офицеры-воспитатели в кадетский корпус?
- 6. Где была произведена самая главная реформа?
- 7. Зачем Ждан-Пушкин выписал молодого учителя Гонсевского?
- 8. Какие языки знал Ждан-Пушкин?
- 9. Когда совершали набеги на спящий аул киргизов казачьи отряды?
- 10. Как рано встают утром монголы?
- 11. Где занимаются киргизы разговорами?
- 12. Когда занимаются киргизы разговорами?
- 13. Как развивался Чокан?
- 14. Когда началось сближение Чокана и Потанина?
- 15. Что вы знаете о матери Чокана Валиханова?
- Подведение итогов домашнего задания: оценки за домашнее задание с учетом работы на уроке по новой теме, с учетом настроения обучающегося в конце урока, достижения им цели, то есть понятия им темы урока.
- Объяснение новой грамматической темы
- Графический диктант
- (На экран выводятся предложения, обучающиеся должны составить схему на доске, объясняя способ выражения главных членов предложения)
- СЛАЙД 1
- 1. Жить – Родине служить
- 2. Водителю было поручено доставить груз и письмо
- 3. Утро.
- Вопрос-вывод:
- Какие перед нами предложения по составу главных членов предложения?
- Чтение правила на стр. 72. абзац 1.
- Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена предложения, называются односоставными. (запись правила в тетрадь для подготовки к экзамену).
- Схема на стр. 77 учебника.
- Виды односоставных предложений. Комментарий схемы.
- Вспомним грамматику казахского языка, чтобы определить виды односоставных предложений
- СЛАЙД 2
- Наклонение – рай / ашық — изъявительное, бұйрық — повелительное/
- Лицо — жақ /1,2,3/
- Время – шақ /өткен – прошедшее/
- Единственное число – жекеше түрі
- Множественное число – көпше түрі
- Чтение правила на стр. 72.
- Закрепление новой темы:
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?
- Люблю классическую музыку.
- По радио объявили о посадке
- самолета.
- Мне не спится.
- Какая ночь!
- По какому принципу вы разделили предложения?
- (Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)
- Чем выражены главные члены в данных предложениях?
- Какая ночь!
- (Главный член предложения – существительное в именительном падеже)
- Люблю классическую музыку.
- По радио объявили о посадке самолета.
- Мне не спится.
- -Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.
- Мне не спится.
- Чем выражен главный член предложения?
- (Главный член предложения – безличный глагол)
- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?
- Люблю классическую музыку.
- По радио объявили о посадке самолета.
- Чем выражен главный член предложения?
- (Главный член предложения в первом предложении выражен
- глаголом в форме 1 лица, ед. числа
- Главный член второго предложения – глагол в форме 3 лица, мн. числа)
- Итак, обобщим
- В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 — существительным.
- Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:
- 1). Глагольного типа
- 2). Именного типа
- Введение терминов.
- Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.
- Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.
Определённо – личное
Неопределённо – личное
Безличное Назывное
|
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Какая ночь!
|
- Предложения глагольного типа
- • определённо – личные
- • неопределённо – личные
- • безличные
- Предложения именного типа
- • назывные
- Как определить тип предложения
- 1. Находим грамматическую основу предложения.
- 2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
- 3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
- 4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
- 5. Определяем, чем выражен главный член предложения.)
- СЛАЙД 3
- Определить виды предложений:
- Люблю дымок спалённой жнивы.
- Ведут ко мне коня.
- Не будь тороплив, будь терпелив.
- Вам не видать таких сражений.
- Весна.
- Обобщающий вывод по новой теме:
- СДАЙД 4
- Какие простые предложения называются односоставными?
- На какие типы делятся односотавные предложения?
- Какие предложения называются определенно-личными?
- Какие предложения называются неопределенно-личными?
- Какие предложения называются обобщенно-личными?
- Какие предложения называются безличными?
- Какие предложения называются назывными?
- Выдача домашнего задания.
- Конспект в терадях для подготовки к экзамену. Выполнить упражнение №159 на стр. 77.
- Для этого надо будет использовать схему синтаксического разбора простого предложения:/выдается каждому как памятка, приклеить в тетрадь для подготовки к экзамену/
- СЛАЙД 5
- Схема синтаксического разбора простого предложения:
- Тип предложения по цели высказывания/повествовательное, вопрсительное, побудительное, восклицательное/
- Двусоставное или односоставное/какое именно: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное/
- Распространенное или нароспространенное
- Если неполное, отметить это.
- Если осложнено однородными или обособленными членами предложения, обращениями, вводными словами, отметить это.
- Разобрать по членам предложения/ выделить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, указать, чем выражены.
- Объяснить пунктуацию.
- Объяснение новой лексической темы
- Запишите предложение
- Весна! Охарактеризуйте по плану синтаксического разбора.
- А теперь скажите, как связано это предложение с егодняшним днем.
- Март – первый месяц весны. Весной празднуется Новый год по мусульманскому календарю. Какой праздник? Наурыз.
- Что это за праздник. Стало традицией праздновать этот праздник в Казахстане. Какие еще традиции вы знаете? Традиции каких народов вы знаете?
- Что такое традиция? Что такое обряд, обычай?
- СЛАЙД 6
- Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Свадебный обряд.
- СЛАЙД 7
- Традиция – то, что перешло от одного поклдения к другому, что унаследовално от предшествующих поклений/например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи/
- Как вы думаете, вам нужно знать народные обычаи и традиции? Для чего? Откуда вы можете узнать о традициях и обычаях того или иного народа? Кто передаст вам эти знания?Можно ли сказать, что эти знания передаются с молоком матери, что эти знания закладавыюся в семье? Значит, вы должны знать такие необходимые вещи, так как в будущем сами создадите свою семью и будете передавать свой жизненный опыт своим детям.
- Предлагаю просмотреть записи одного 2 народных обрядов и определить их.
- Просмотр, обсуждение.
- Работа с текстом упражнения 155 на стр. 75. Ответить на вопрос.
- Игра Запомни слово. Слово – глаголы и существительные по лексической теме.
- Подведение итогов, вопросы по новой теме:
- Домашнее задание
- Конспект в терадях для подготовки к экзамену. Выполнить упражнение №159 на стр. 77.
- Подведение итогов урока.
- Вы работали в полную силу? Вы чувствуете себя ответственным за то, что вам необходимо создать в будущем семью и передать свои знания детям? Довольны ли вы собой? Какое сейчас у вас настроение? Поднимите ту карточку, которая соответсвует вашему настроению. Спасибо за урок.
- Преподаватель Ажибаева М. Ж.
[bws_related_posts]