Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Народные традиции и обычаи. Односоставные предложения (Презентация)

Народные традиции и обычаи. Односоставные предложения (Презентация)

  • Коммунальное государственное казенное предприятие
  • «КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА»
  • Управления образования
  • Восточно -Казахстанского областного акимата
  • ПЛАН УРОКА № 48
  • Преподаватель: Ажибаева М. Ж.
  • Предмет: Русский язык
  • ТЕМА: Народные традиции и обычаи. Односоставные предложения.
  • Цели
  • —         Учебная развить понятия об особенностях строения грамматической основы предложения, умение узнавать односоставные предложения с главным членом сказуемым, главным членом подлежащим, дать понятие о видах односоставных предложений на основе сопоставительной грамматики
  • Развивающая
  • —   развитие навыков аудирования, умения высказывать свое мнение,                      применять ранее полученные знания по грамматике казахского языка
  • —         Воспитательная воспитание интереса к культуре русского народа, стремления к достижению намеченных жизненных целей, позитивного психологического настроя
  • Тип занятия практическое
  • Оснащение проектор, цветные карточки, схема синтаксического разбора простого предложения.
  • Межпредметные связи казахский язык, самопознание
  • Структура урока:
  • Организационный момент:1 минута
  • Презентация: 2 минуты
  • Опрос домашнего задания: 10 мин
  • Подведение итогов домашнего задания:1 минута
  • Объяснение новой грамматической темы:20 минут
  • Закрепление новой темы: 15 минут
  • Объяснение новой лексической темы:15 минут
  • Закрепление лексической темы: 20 минут
  • Подведение итогов, вопросы по новой теме:2 минуты
  • Объяснение домашнего задания: 2 минуты
  • Подведение итогов урока: 2 минуты
  •                                              Ход урока:
  • Орг.момент: приветствие учащихся, диалог с дежурным по аудитории,
  • № урока по плану, запись даты и номера урока в тетрадях, оценка за внешний вид.
  • Презентация урока: ознакомление учащихся с ходом урока, задачами на данный урок.
  • Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
  •  «Не стыдно не знать,
  • Стыдно не учиться»
  • -Как вы понимаете данное высказывание?
  • -Вы с ним согласны?
  •  Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
  •  Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.
  •  Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
  •  Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число,
  • Опрос домашнего задания:
  •  Ответьте на вопросы, используя при возможности обстоятельства.
  • 1. Кем был Чокан Валиханов? Где получил образование Чокан?
  • 2. Где получил образование отец Чокана?
  • 3. Когда было преобразовано войсковое казачье училище?
  • 4. Когда Потанин увидел Чокана в первый раз?
  • 5. Откуда были присланы офицеры-воспитатели в кадетский корпус?
  • 6. Где была произведена самая главная реформа?
  • 7. Зачем Ждан-Пушкин выписал молодого учителя Гонсевского?
  • 8. Какие языки знал Ждан-Пушкин?
  • 9. Когда совершали набеги на спящий аул киргизов казачьи отряды?
  • 10. Как рано встают утром монголы?
  • 11. Где занимаются киргизы разговорами?
  • 12. Когда занимаются киргизы разговорами?
  • 13. Как развивался Чокан?
  • 14. Когда началось сближение Чокана и Потанина?
  • 15. Что вы знаете о матери Чокана Валиханова?
  • Подведение итогов домашнего задания: оценки за домашнее задание с учетом работы на уроке по новой теме, с учетом настроения обучающегося в конце урока, достижения им цели, то есть понятия им темы урока.
  • Объяснение новой грамматической темы
  • Графический диктант
  • (На экран выводятся предложения, обучающиеся должны составить схему на доске, объясняя способ выражения главных членов предложения)
  • СЛАЙД 1
  • 1. Жить – Родине служить
  • 2. Водителю было поручено доставить груз и письмо
  • 3. Утро.
  • Вопрос-вывод:
  • Какие перед нами предложения по составу главных членов предложения?
  • Чтение правила на стр. 72. абзац 1.
  • Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена предложения, называются односоставными. (запись правила в тетрадь для подготовки к экзамену).
  • Схема на стр.  77  учебника.
  • Виды односоставных предложений. Комментарий схемы.
  • Вспомним грамматику казахского языка, чтобы определить виды односоставных предложений
  • СЛАЙД 2
  • Наклонение – рай  / ашық — изъявительное, бұйрық — повелительное/
  • Лицо  — жақ  /1,2,3/
  • Время – шақ /өткен – прошедшее/
  • Единственное число – жекеше түрі
  • Множественное число – көпше түрі
  • Чтение правила на стр. 72.
  • Закрепление новой темы:
  •  Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?
  • Люблю классическую музыку.
  • По радио объявили о посадке
  • самолета.
  • Мне не спится.
  • Какая ночь!
  •  По какому принципу вы разделили предложения?
  • (Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)
  • Чем выражены главные члены в данных предложениях?
  •  Какая ночь!
  • (Главный член предложения – существительное в именительном падеже)
  • Люблю классическую музыку.
  • По радио объявили о посадке самолета.
  • Мне не спится.
  • -Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.
  • Мне не спится.
  • Чем выражен главный член предложения?
  • (Главный член предложения – безличный глагол)
  •  А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?
  • Люблю классическую музыку.
  • По радио объявили о посадке самолета.
  •  Чем выражен главный член предложения?
  • (Главный член предложения в первом предложении выражен
  • глаголом в форме 1 лица, ед. числа
  • Главный член второго предложения – глагол в форме 3 лица, мн. числа)
  •   Итак, обобщим
  •  В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4 — существительным.
  •  Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:
  • 1). Глагольного типа
  • 2). Именного типа
  •   Введение терминов.
  • Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.
  •  Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.
Определённо – личное

Неопределённо – личное

 

Безличное

Назывное

 

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

 

 

 

  • Предложения глагольного типа
  • •         определённо – личные
  • •         неопределённо – личные
  • •         безличные
  • Предложения именного типа
  • •         назывные
  • Как определить тип предложения
  • 1. Находим грамматическую основу предложения.
  • 2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
  • 3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
  • 4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
  • 5. Определяем, чем выражен главный член предложения.)
  •  СЛАЙД 3
  • Определить виды предложений:
  • Люблю дымок спалённой жнивы.
  • Ведут ко мне коня.
  • Не будь тороплив, будь терпелив.
  • Вам не видать таких сражений.
  • Весна.
  •  
  • Обобщающий вывод по новой теме:
  • СДАЙД 4
  • Какие простые предложения называются односоставными?
  • На какие типы делятся односотавные предложения?
  • Какие предложения называются  определенно-личными?
  • Какие предложения называются  неопределенно-личными?
  • Какие предложения называются  обобщенно-личными?
  • Какие предложения называются  безличными?
  • Какие предложения называются  назывными?
  • Выдача домашнего задания.
  • Конспект в терадях для подготовки к экзамену. Выполнить упражнение №159 на стр. 77.
  • Для этого надо будет использовать схему синтаксического разбора простого предложения:/выдается каждому как памятка, приклеить в тетрадь для подготовки к экзамену/
  • СЛАЙД 5
  • Схема синтаксического разбора простого предложения:
  • Тип предложения по цели высказывания/повествовательное, вопрсительное, побудительное, восклицательное/
  • Двусоставное или односоставное/какое именно: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное/
  • Распространенное или нароспространенное
  • Если неполное, отметить это.
  • Если осложнено однородными или обособленными членами предложения, обращениями, вводными словами, отметить это.
  • Разобрать по членам предложения/ выделить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, указать, чем выражены.
  • Объяснить пунктуацию.
  • Объяснение новой лексической  темы
  • Запишите предложение
  • Весна! Охарактеризуйте по плану синтаксического разбора.
  • А теперь скажите, как связано это предложение с егодняшним днем.
  • Март – первый месяц весны. Весной празднуется Новый год по мусульманскому календарю. Какой праздник? Наурыз.
  • Что это за праздник. Стало традицией праздновать этот праздник в Казахстане. Какие еще традиции вы знаете? Традиции каких народов вы знаете?
  • Что такое традиция? Что такое обряд, обычай?
  • СЛАЙД 6
  • Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Свадебный обряд.
  • СЛАЙД 7
  • Традиция – то, что перешло от одного поклдения к другому, что унаследовално от предшествующих поклений/например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи/
  • Как вы думаете, вам нужно знать народные обычаи и традиции? Для чего? Откуда вы можете узнать о традициях и обычаях того или иного народа? Кто передаст вам эти знания?Можно ли сказать, что эти знания передаются с молоком матери, что эти знания закладавыюся в семье? Значит, вы должны знать такие необходимые вещи, так как в будущем сами создадите свою семью и будете передавать свой жизненный опыт своим детям.
  • Предлагаю просмотреть записи одного 2 народных обрядов и определить их.
  • Просмотр, обсуждение.
  • Работа с текстом упражнения 155 на стр. 75. Ответить на вопрос.
  • Игра Запомни слово. Слово – глаголы и существительные по лексической теме.
  • Подведение итогов, вопросы по новой теме:
  • Домашнее задание
  • Конспект в терадях для подготовки к экзамену. Выполнить упражнение №159 на стр. 77.
  • Подведение итогов урока.
  • Вы работали в полную силу? Вы чувствуете себя ответственным за то, что вам необходимо создать в будущем семью и передать свои знания детям? Довольны ли вы собой? Какое сейчас у вас настроение? Поднимите ту карточку, которая соответсвует вашему настроению. Спасибо за урок.
  •  Преподаватель                                                            Ажибаева М. Ж.
  • [bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *