Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

Алматинская область

Панфиловский район

КГУ«Коктальская средняя школа с дошкольным мини-центром»

Учитель русского языка и литературы

Давлетова Гульнара Курбановна

5  класс            

Тема: Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

Цели урока:

а) познакомить учащихся с  понятием  разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; уметь находить несклоняемые и разносклоняемые имена существительные  в предложениях  и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки разносклоняемого и  несклоняемого имени существительного и разграничивать разносклоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Доброе день, ребята!  Прежде, чем приступить к  работе, я хочу узнать, с каким настроением Вы пришли на урок.  Выберите, пожалуйста,  карточки-настроения     (красная – отличное настроение; желтая – хорошее; синяя – без настроения).

— А сейчас послушайте музыку цветы и бабочки, сожмите руки в ладонях, и если кто хочет узнать на сегодняшнем уроке много интересного и нового раскройте ладошки , а кто не хочет ничего нового познавать убейте эту бабочку у себя в ладошках. Все хотят сделать открытия на сегодняшнем уроке. Хорошо.

— Давайте разделимся на группы прежде чем начать урок. Подойдите к парте возьмите карточки.

  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

2.1. Лингвистическая  разминка. 

Определите склонение существительных.

Урок,  школа,  море,  осень, земля,  парус,  озеро, ночь,  авеню, пенальти, кольраби, жалюзи, депо, фламинго, пони, драже.

Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему  Имя существительное

(Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы) Примерные вопросы для игры:

-Что называется именем существительным?

-На какой вопрос отвечают неодушевленные и одушевленные имена сущ.

-Что называется склонением?

-Сколько склонений в русском языке?

— Расскажите о существительных общего рода.

 

  1. II. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

— Сегодня мы, изучаем новую тему , познакомимся с очень интересными словами. Откройте тетради запишите число, кл раб., тему урока.

— Прочитайте  правила ,затем составьте постеры  10 мин

Учащиеся защищают свои работы.

-Обратите внимание на доску   здесь висит опорная таблица на тему Разносклоняемые имена существительные.Можем ли мы отнести слова путь или знамя к какому – либо склонению.- нет поэтому эти слова называются разносклоняемыми.

Физкультминутка

III. Закрепление  новых умений и навыков

Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

— Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

— Все значения слов вам понятны?

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

 пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

 манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

— Вы правы, это существительные, которые не изменяются по падежам.

Игра «Как аукнется, так и откликнется»

Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 группы задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо.

Какаду, кашпо, фойе, такси.

— Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)

— эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.

Задание на карточках:

Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее  _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

 

Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

 

  • Сколько открытий мы совершили, устали, поэтому немного отдохнем.
  • Игра имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, отправляться в путь, поцеловать в темечко.
  • Темя – это верхняя часть черепа, головы.
  • Выполним упр 516 стр 188
  1. IV. Проверка уровня полученных ЗУН по теме.

1.Найти третье « лишнее»

 

а)           какао, пальто, повидло

б)          бра, трава, халва

в)           интервью, ручью, тишью

 

2.Какую букву нужно вставить?

а)по ради…

б)без пальт…

в)на пианин…

г) о кин…

3.Укажите несклоняемое существительное:

1)сумма  2) метро   3)коридор    4) Сербия

Рефлексия

-Ребята, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке, нарисуем солнышко, только  мы нарисуем его носом. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Нарисуем  круг, а теперь — лучи,  закрашиваем круг. А чтобы солнце улыбалось, нарисуем глаза,  носик и рот. Пусть оно улыбается всем нам. Теперь под «рисунком» расписываемся.

 

V       Подведение итогов  урока, выставление оценок.

-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

-Как называются такие имена существительные?

-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

-В каком словаре можно узнать значение слова?

-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

VI.Объяснение домашнего задания:

1)выучить правило п.63.

2)выполнить упр.521.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *