Алматинская область
Панфиловский район
КГУ«Коктальская средняя школа с дошкольным мини-центром»
Учитель русского языка и литературы
Давлетова Гульнара Курбановна
5 класс
Тема: Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные
Цели урока:
а) познакомить учащихся с понятием разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; уметь находить несклоняемые и разносклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;
б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки разносклоняемого и несклоняемого имени существительного и разграничивать разносклоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
в) способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.
Ход урока
- Организационный момент.
-Доброе день, ребята! Прежде, чем приступить к работе, я хочу узнать, с каким настроением Вы пришли на урок. Выберите, пожалуйста, карточки-настроения (красная – отличное настроение; желтая – хорошее; синяя – без настроения).
— А сейчас послушайте музыку цветы и бабочки, сожмите руки в ладонях, и если кто хочет узнать на сегодняшнем уроке много интересного и нового раскройте ладошки , а кто не хочет ничего нового познавать убейте эту бабочку у себя в ладошках. Все хотят сделать открытия на сегодняшнем уроке. Хорошо.
— Давайте разделимся на группы прежде чем начать урок. Подойдите к парте возьмите карточки.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
2.1. Лингвистическая разминка.
Определите склонение существительных.
Урок, школа, море, осень, земля, парус, озеро, ночь, авеню, пенальти, кольраби, жалюзи, депо, фламинго, пони, драже.
Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему Имя существительное
(Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы) Примерные вопросы для игры:
-Что называется именем существительным?
-На какой вопрос отвечают неодушевленные и одушевленные имена сущ.
-Что называется склонением?
-Сколько склонений в русском языке?
— Расскажите о существительных общего рода.
- II. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.
— Сегодня мы, изучаем новую тему , познакомимся с очень интересными словами. Откройте тетради запишите число, кл раб., тему урока.
— Прочитайте правила ,затем составьте постеры 10 мин
Учащиеся защищают свои работы.
-Обратите внимание на доску здесь висит опорная таблица на тему Разносклоняемые имена существительные.Можем ли мы отнести слова путь или знамя к какому – либо склонению.- нет поэтому эти слова называются разносклоняемыми.
Физкультминутка
III. Закрепление новых умений и навыков
Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»:
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
— Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)
— Все значения слов вам понятны?
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
— Вы правы, это существительные, которые не изменяются по падежам.
Игра «Как аукнется, так и откликнется»
Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 группы задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо.
Какаду, кашпо, фойе, такси.
— Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)
— эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?
Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.
Задание на карточках:
Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.
В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.
Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.
- Сколько открытий мы совершили, устали, поэтому немного отдохнем.
- Игра имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, отправляться в путь, поцеловать в темечко.
- Темя – это верхняя часть черепа, головы.
- Выполним упр 516 стр 188
- IV. Проверка уровня полученных ЗУН по теме.
1.Найти третье « лишнее»
а) какао, пальто, повидло
б) бра, трава, халва
в) интервью, ручью, тишью
2.Какую букву нужно вставить?
а)по ради…
б)без пальт…
в)на пианин…
г) о кин…
3.Укажите несклоняемое существительное:
1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия
Рефлексия
-Ребята, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке, нарисуем солнышко, только мы нарисуем его носом. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Нарисуем круг, а теперь — лучи, закрашиваем круг. А чтобы солнце улыбалось, нарисуем глаза, носик и рот. Пусть оно улыбается всем нам. Теперь под «рисунком» расписываемся.
V Подведение итогов урока, выставление оценок.
-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?
-Как называются такие имена существительные?
-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?
-В каком словаре можно узнать значение слова?
-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?
VI.Объяснение домашнего задания:
1)выучить правило п.63.
2)выполнить упр.521.