Басы » Кембридж бағдарламасы » Человек и культура речи. Синтаксическая роль причастия.

Человек и культура речи. Синтаксическая роль причастия.

Қостанай облысы
Аманкелді ауданы
Есір селосы
Н.Мейірманов атындағы орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі
Кайникешева Гульнар Базарбековна

           Краткосрочное планирование урока                                    

Фамилия,имя, учителя  Кайникешева Гульнар Базарбековна
класс    10  класс    школа имени Н.Мейирманова
Дата проведения  10  марта
    Тема урока     Человек и культура речи. Синтаксическая роль причастия.
   Цели урока   (Какие они должны быть?)
  •  Синтаксическая роль причастия ;вспомнить о причастии как части речи:

 анализа текста;сконструировать диалог использовать в речи причастия

 Межпредметная связь Казахский язык, русская литература
 Оборудование урока 

 

Учебник «Русский язык» Г.Ф.Гуревия , Р.И:Бекишева , Р.К.Шаймакова. Электронный учебник модуль І
 Ожидаемые результаты 

 

  • Знает: синтаксическую роль причастия,
  • умеет делать морфологический разбор причастия,
  • пересказывать текст,
  • анализировать текст по ПОПС формуле,
  • формулировать вопросы и отвечать на них.
  • Переводить текст публицистического стиля.
  • Составлять диалог,используя причастия.
Оборудование урока
  • Плакаты,м аркеры,раздаточный материал,оценочные листы,кювертки с названиями , ПОПС формула,МРЗ, Ноутбук
Этапы урока время Деятельность учителя Деятельность учащегося
1 Организационный момент  Мотивация учебной деятельности. 2 минуты Предлагает разделиться  на группы и сказать друг другу пожелания.Знакомит с целью урока и задачами,показывая записи на доске. Делятся на две группы и говорят пожелания соседу
2  Проверка домашнего задания . Ролевая игра «Пресс-конференция филолога» 5  минут Распределяет роли между участниками ролевой игры. 

Подводит итоги игры,объявляет и комментирует оценки за участие в игре.

 Модератор представляет журналистам гостя Пресс-центра (Сериков шалкар – заслуженный филолог,много лет занимается вопросами особенностей частей речи в русском языке. В зале собрались журналисты ведущих информационных агентств(агентство Хабар, и т.д) Пожалуйста,господа журналисты,можете задавать вопросы . Далее передает слово журналистам.Тот здоровается со всеми.называет себя,свое издание и задает вопрос.

Примеры вопросов:

  1. -Что такое причастие?
  2. -Какие виды причастия вы знаете?
  3. -Как образуются причастия?
  4. -назовите суффиксы действительных причастии настоящего и прошедшего времени?

5 , назовите суффиксы страдательных причастии настоящего и прошедшего времени?

6 Согласны ли вы с мнением , что причастие имеет признаки двух частей речи: прилагательного и глагола? Если да то какие?

7  Каким членом предложения является причастие в предложении?

8  Как изменяется причастие?

9 Имеет ли причастие краткую форму?

10 Назовите главное отличие причастия от деепричастия??

 

  1. Актуализация учебной деятельности.

 

Класстер на тему «культура»

  

 

2 мин

 -Какие ассоциации у вас возникают при слове КУЛЬТУРА?

 

 

Называют слова и СС связанные со словом КУЛЬТУРА.
  1. 4. Учебно-познавательная деятельность.

                 А) Аудирование

  

5  минут

Предлагает прослушать аудиазапись текта.-объяснить значения терминов:собеседник,речевой этикет.

-определить тему

-идею

-тип текста

-стиль текста

-определить лексические особенности

Предлагает правильный ответ.

Тема : Человек и культура речи»

«Собеседник-тот,кто участвует в беседе.

«речевой этикет»-соблюдение правил речи

Тип: рассуждение

Стиль;публицистический

Идея: призыв к соблюдению культуры речи,умножение и бережное отношение к богатсту

Лексические особенности текста: слова широко используемые в лингвистике,изречения писателя

После прослушивания  обсуждают в группе,готовятся отвечать по ПОПС формуле.Каждая группаозвучивает оценку   выступления  другой группы по критериям и дескрипторам.
В)  чтение Работа над текстом упр ……

 

Составление постера

 

 

 

 

 

10  минут Объясняет задания и дает инструктаж по оцениванию.Задания к тексту:

І этап

-прочитать текст;озаглавить

ІІ этап

-найти причастия

-составление плана

-сделать синтаксический разбор одного предложения.

-Найти языковые средства.

-К какому выводу вы пришли?

-Какова роль причастия?

 

 

-Читают текст в паре. Лидер группы следит за правильным чтением после чего сообщает результат чтения.Взаимооценивание по критериям и готовым ответам. 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы

 

 

С) говорение 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевая игра

4 минуты Предлагает задания для говорения:-пересказать отрывок текста по кругу  1 балл Пересказывают выбранный отрывок по кругу. Взаимооценка .
3 -сформулировать вопросы раскрывающие проблему в тексте-отвечать на вопросы   2 балла

 

Используя прием «ВЕЕР» составляют  по три вопроса к тексту. Предлагают другой группе. Отвечают на вопросы другой группы.
5 -составление диалога по теме  (3 балла) Работа в группе. Составление диалога и разыгрывание.оценивают группы по критериям 
      Д) Письмо 5 минут Перевести письменное сообщение текста. Работа в группе.Пишут сообщения для интернета,переводят текст на русский язык. 

Оценивают по критериям.1

 

 

Домашнее задание: Письменное сообщение «Культура речи» 2    
Рефлексия 2   Показать жестом как прошло занятие

 

 

  1. -Что такое причастие? ПРИЧАСТИЕ ЭТО ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ, -АЯ –ОЕ –ИЕ,

 

  1. –КАКИЕ ГРУППЫ ПРИЧАСТИЯ ВЫ ЗНАЕТЕ ? ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

 

 

  1. -Как образуются причастия? ПРИЧАСТИЯ ОБРАЗУЮТСЯ ОТ ОСНОВЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ПРИ ПОМОЩИ СУФФИКСОВ

 

  1. -назовите суффиксы действительных причастии настоящего и прошедшего времени? –УЩ-ЮЩ-АЩ-ЯЩ-НАСТ ВРЕМЯ

 

                                                                                                                                                                      -ВШ   -Ш   — ПРШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

 

5  назовите суффиксы страдательных причастии настоящего и прошедшего времени?-ОМ –ЕМ –ИМ  —     -ЕНН –ЁНН  -НН  -Т

 

6 Согласны ли вы с мнением , что причастие имеет признаки двух частей речи:

 прилагательного и глагола? Если да то какие? ДА ПРИЧАСТИЕ ИМЕЕТ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО И ГЛАГОЛА: ПРИЗНАК ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО-РОД  ЧИСЛО  ПАДЕЖ  СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ                        ПРИЗНАК ГЛАГОЛА  —  ВИД   ВРЕМЯ  ВОЗВРАТНОСТЬ И НЕВОЗВРАТНОСТЬ

 

7  Каким членом предложения является причастие в предложении?В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИЧАСТИЯ ЧАЩЕ  БЫВАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ    РЕЖЕ-СКАЗУЕМЫМИ

 

8  Как изменяется причастие?ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ  ПО ПАДЕЖАМ И ПО РОДАМ В ЕД ЧИСЛЕ

 

9 Имеет ли причастие краткую форму?ДА ПРИЧАСТИЕ ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУ НАПРИМЕР ПРОЧИТАННАЯ КНИГА КНИГА ПРОЧИТАНА

 

10 Назовите главное отличие причастия от деепричастия?  ПРИЧАСТИЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ А ДЕЕПРИЧАСТИЕ НЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *