Қостанай облысы
Аманкелді ауданы
Есір селосы
Н.Мейірманов атындағы орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі
Кайникешева Гульнар Базарбековна
Краткосрочное планирование урока
Фамилия,имя, учителя | Кайникешева Гульнар Базарбековна | ||
класс | 10 класс школа имени Н.Мейирманова | ||
Дата проведения | 10 марта | ||
Тема урока | Человек и культура речи. Синтаксическая роль причастия. | ||
Цели урока (Какие они должны быть?) |
анализа текста;сконструировать диалог использовать в речи причастия |
||
Межпредметная связь | Казахский язык, русская литература | ||
Оборудование урока
|
Учебник «Русский язык» Г.Ф.Гуревия , Р.И:Бекишева , Р.К.Шаймакова. Электронный учебник модуль І | ||
Ожидаемые результаты
|
|
||
Оборудование урока |
|
||
Этапы урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1 Организационный момент Мотивация учебной деятельности. | 2 минуты | Предлагает разделиться на группы и сказать друг другу пожелания.Знакомит с целью урока и задачами,показывая записи на доске. | Делятся на две группы и говорят пожелания соседу |
2 Проверка домашнего задания . Ролевая игра «Пресс-конференция филолога» | 5 минут | Распределяет роли между участниками ролевой игры.
Подводит итоги игры,объявляет и комментирует оценки за участие в игре. |
Модератор представляет журналистам гостя Пресс-центра (Сериков шалкар – заслуженный филолог,много лет занимается вопросами особенностей частей речи в русском языке. В зале собрались журналисты ведущих информационных агентств(агентство Хабар, и т.д) Пожалуйста,господа журналисты,можете задавать вопросы . Далее передает слово журналистам.Тот здоровается со всеми.называет себя,свое издание и задает вопрос.
Примеры вопросов:
5 , назовите суффиксы страдательных причастии настоящего и прошедшего времени? 6 Согласны ли вы с мнением , что причастие имеет признаки двух частей речи: прилагательного и глагола? Если да то какие? 7 Каким членом предложения является причастие в предложении? 8 Как изменяется причастие? 9 Имеет ли причастие краткую форму? 10 Назовите главное отличие причастия от деепричастия??
|
Класстер на тему «культура» |
2 мин |
-Какие ассоциации у вас возникают при слове КУЛЬТУРА?
|
Называют слова и СС связанные со словом КУЛЬТУРА. |
А) Аудирование |
5 минут |
Предлагает прослушать аудиазапись текта.-объяснить значения терминов:собеседник,речевой этикет.
-определить тему -идею -тип текста -стиль текста -определить лексические особенности Предлагает правильный ответ. Тема : Человек и культура речи» «Собеседник-тот,кто участвует в беседе. «речевой этикет»-соблюдение правил речи Тип: рассуждение Стиль;публицистический Идея: призыв к соблюдению культуры речи,умножение и бережное отношение к богатсту Лексические особенности текста: слова широко используемые в лингвистике,изречения писателя |
После прослушивания обсуждают в группе,готовятся отвечать по ПОПС формуле.Каждая группаозвучивает оценку выступления другой группы по критериям и дескрипторам. |
В) чтение Работа над текстом упр ……
Составление постера
|
10 минут | Объясняет задания и дает инструктаж по оцениванию.Задания к тексту:
І этап -прочитать текст;озаглавить ІІ этап -найти причастия -составление плана -сделать синтаксический разбор одного предложения. -Найти языковые средства. -К какому выводу вы пришли? -Какова роль причастия?
|
-Читают текст в паре. Лидер группы следит за правильным чтением после чего сообщает результат чтения.Взаимооценивание по критериям и готовым ответам.
Делают выводы
|
С) говорение
Ролевая игра |
4 минуты | Предлагает задания для говорения:-пересказать отрывок текста по кругу 1 балл | Пересказывают выбранный отрывок по кругу. Взаимооценка . |
3 | -сформулировать вопросы раскрывающие проблему в тексте-отвечать на вопросы 2 балла
|
Используя прием «ВЕЕР» составляют по три вопроса к тексту. Предлагают другой группе. Отвечают на вопросы другой группы. | |
5 | -составление диалога по теме (3 балла) | Работа в группе. Составление диалога и разыгрывание.оценивают группы по критериям | |
Д) Письмо | 5 минут | Перевести письменное сообщение текста. | Работа в группе.Пишут сообщения для интернета,переводят текст на русский язык.
Оценивают по критериям.1
|
Домашнее задание: Письменное сообщение «Культура речи» | 2 | ||
Рефлексия | 2 | Показать жестом как прошло занятие |
- -Что такое причастие? ПРИЧАСТИЕ ЭТО ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ, -АЯ –ОЕ –ИЕ,
- –КАКИЕ ГРУППЫ ПРИЧАСТИЯ ВЫ ЗНАЕТЕ ? ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
- -Как образуются причастия? ПРИЧАСТИЯ ОБРАЗУЮТСЯ ОТ ОСНОВЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ПРИ ПОМОЩИ СУФФИКСОВ
- -назовите суффиксы действительных причастии настоящего и прошедшего времени? –УЩ-ЮЩ-АЩ-ЯЩ-НАСТ ВРЕМЯ
-ВШ -Ш — ПРШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
5 назовите суффиксы страдательных причастии настоящего и прошедшего времени?-ОМ –ЕМ –ИМ — -ЕНН –ЁНН -НН -Т
6 Согласны ли вы с мнением , что причастие имеет признаки двух частей речи:
прилагательного и глагола? Если да то какие? ДА ПРИЧАСТИЕ ИМЕЕТ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО И ГЛАГОЛА: ПРИЗНАК ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО-РОД ЧИСЛО ПАДЕЖ СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПРИЗНАК ГЛАГОЛА — ВИД ВРЕМЯ ВОЗВРАТНОСТЬ И НЕВОЗВРАТНОСТЬ
7 Каким членом предложения является причастие в предложении?В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИЧАСТИЯ ЧАЩЕ БЫВАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ РЕЖЕ-СКАЗУЕМЫМИ
8 Как изменяется причастие?ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ ПО ПАДЕЖАМ И ПО РОДАМ В ЕД ЧИСЛЕ
9 Имеет ли причастие краткую форму?ДА ПРИЧАСТИЕ ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУ НАПРИМЕР ПРОЧИТАННАЯ КНИГА КНИГА ПРОЧИТАНА
10 Назовите главное отличие причастия от деепричастия? ПРИЧАСТИЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ А ДЕЕПРИЧАСТИЕ НЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ