Бекжанова Жулдызай Жиенбаевна,
учительница русского языка и литературы,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа №2 имени К.Э.Циолковского
г.Байконур Кзылординской областы
«В королевстве русского языка»
Цели:
— повышение интереса у учащихся к изучению русского языка;
— развитие коммуникативных способностей учащихся;
— повышение общей языковой культуры;
— убедить, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах языка.
Оборудование и наглядности: костюмы для инсценирования, литературная стенгазета, шары, флажки, трон короля и королевы, сопровождающая музыка.
План мероприятия:
• Вступительное слово учителя.
• Инсценированное выступление учащихся.
• Заключительное слово учителя.
Ход мероприятия:
• Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, дорогие гости, учителя и ученики. Разрешите начать наше внеклассное мероприятие.
«Грамота – к мудрости ступенька», — гласит старинная русская пословица. Владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице знаний. Только глубоко усвоив правила грамматики, можно научиться правильно говорить, писать, то есть стать действительно грамотным человеком.
И сегодня мы приглашаем вас посмотреть внеклассное мероприятие на тему «В королевстве русского языка». Мы посвятили его русскому языку, прекрасной науке грамматике.
• Инсценированное выступление учащихся.
(Звучит музыка. Входит глашатай.)
• Глашатай:
— Я Междометие, глашатай королевства «Русский язык», где король могущественный Язык, а королева мудрая Грамматика.
Повелеваю всем приветствовать короля и королеву.
(Входят король и королева.)
— Ваше величество, прибыл посол из королевства английского языка.
(Входит посол.)
• Посол:
— Приветствую вас, Ваше величество. Низкий поклон вам, прекрасная королева. Я посол из королевства «Английский язык». Мой король послал познакомиться с вами.
• Король:
— Добро пожаловать в моё королевство. Я король Язык – основное средство общения людей. Я связан с жизнью общества, с народом.
• Королева:
— Я королева Грамматика. Я – раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменения и соединения.
• Король:
— А это мои подданные. Подойдите и представьтесь гостю.
• Орфография:
— Я принцесса Орфография – раздел науки о языке, который определяет правила правописания слов.
• Графика:
— Я принцесса Графика – совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
• Словообразование:
— Я принц Словообразование. Изучаю строение слов и способы их образования.
• Орфоэпия:
— Я принц Орфоэпия. Изучаю правила литературного произношения звуков и звукосочетаний.
• Лексика:
— Я принцесса Лексика – совокупность всех слов языка. Основной значимой единицей языка является слово
• Фразеология:
— Я принцесса Фразеология. Изучаю устойчивые сочетания слов.
• Синтаксис:
— Я принц Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает соединения слов в словосочетания и предложения.
• Фонетика:
— Я принцесса Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
• Морфология:
— Я принцесса Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
• Буковка:
— Я принцесса Буковка. Меня пишут, видят, читают. Таких как я букв в королевстве 33.
Тридцать три сестрички,
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
• Звук:
— Я принц Звук. Меня ребята произносят и слышат. Таких я звуков в королевстве 42.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
• Королева:
— Я хочу послушать сказку. Где наш сказочник?
• Сказочник:
— О, моя королева, я сочинил на этот раз грамматическую сказку о Морфологии. (Читает сказку.)
• Король:
— Славная сказка! Я доволен. Теперь мы с королевой хотим послушать стихи. (Подданные читают стихи.)
• Грамматика, грамматика,-
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму,
И открытку не отправишь.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!
• Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число, и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе приручи,
Их привычки изучи!
• Кто с грамматикою дружит,
Тем части речи верно служат.
Окажи и ты им честь:
Постарайся всё прочесть.
Существительное – мальчик,
Собирается – глагол.
С прилагательным – прилежный,
Снова в школу он пошёл.
• Он, у нас — местоименье,
Ждём числительное пять,
Чтобы только лишь пятёрки,
На уроке получать.
И с наречиями дружим,
Обещаем хорошо,
И отлично, и прилично.
Аккуратно делать всё.
• Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным ты только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!
• Королева:
— Прекрасные стихи! Я довольна. Хочу послушать песни. Пусть споют.
Песня «Чему учат в школе».
• Глашатай:
— Король хочет проверить, знает ли его народ русский язык.
Вопросы короля:
1.Сколько падежей в русском языке? Перечислите их. 2.Что такое антонимы? Приведите примеры.
3. Назовите грамматическую основу предложения.
— А теперь задание «Продолжите пословицу».
Не красна изба углами, …… (а красна пирогами).
Кто много читает, ……. (тот много знает).
Мир освещается солнцем, ……. (а человек знанием).
— Следующее задание «Узнай автора».
Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румянее и белее?
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.А. Есенин «Берёза»)
• Посол:
— Ваше величество, у вас богатое королевство и очень умные, образованные придворные. Я узнал много интересного и расскажу об этом моему королю.
• Король:
— Мы всегда рады гостям.
• Королева:
— Наши двери всегда открыты для тех, кто хочет изучать русский язык.
• Король:
-Где глашатай? Пусть огласит мой приказ!
• Глашатай:
-Внимание, внимание! Приказ короля и королевы:
Приказываем всем: любить русский язык, знать правила русского языка, изучить грамматику на «пять»!
• Заключительное слово учителя:
— Дорогие гости, учителя и ученики. Сегодня мы с вами побывали в королевстве русского языка. Познакомились с его жителями. Все жители этого королевства живут по правилам русского языка.И, конечно же, вы слышали приказ короля Языка и королевы Грамматики. Давайте мы с вами выполним их приказ.
На этом наше внеклассное мероприятие на тему «В королевстве русского языка» подошло к концу. Спасибо за внимание.
(Выходят пары и танцуют вальс.)