Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Сложное предложение. Типы сложных предложений. Основные средства связи в сложных предложениях (Презентация)

Сложное предложение. Типы сложных предложений. Основные средства связи в сложных предложениях (Презентация)

Жамбыл облысы
Сарысу ауданы
Жаңатас қаласы
Жаңатас көпсалалы колледжі

Шакирова Бейсенкуль Нурмановна

 Тема урока: Сложное предложение. Типы сложных предложений. Основные средства связи в сложных предложениях.
Цель урока:  
-повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»;
-углубить представление учащихся о сложном предложении;
— научить различать виды сложных предложений;
-обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса;
-закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в сложном предложении;
-формировать культуру речи учащихся;
-способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и способностей учащихся.
Задачи:
-учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление;
-учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции;
-учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления сложных предложений в собственной речи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы: самостоятельная работа, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Средства оборудования: мультимедия, тесты, таблицы
 Ход урока:
І. Организационный момент
 Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться
 Как вы понимаете данное высказывание?
-Вы с ним согласны?
-Так давайте сегодняшний урок мы проведем под этим девизом. Не будем терять время  и перейдем к уроку.
ІІ. Опрос домашнего задания
А) Проверка письменного задания
Прочитайте предложения. Спишите, найдите обращения и подчеркните их,  укажите, где они расположены. Объясните расстановку знаков препинания.
1.Ветер, пой на просторе! 2. Ты пахни в лицо , ветер ,с полудня (А.Кольцов).3. Ты для Отчизны любимой своей силы, сынок, никогда не жалей ! 4. И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слёз. (Л.) (Л.Татьянчева) 5. Множатся твои, весна, желанные приметы. (П.Бровка.) 6. Сыпь ты, черёмуха, снегом! Пойте вы, птахи, в лесу! (С Е.) 7) Вейся, ветер, снег крути! (А.Сурков.)  8) Вы слышите меня, однополчане? (К. Ваншенкин.)  9) Добро пожаловать, скворцы! (В.Маяковский.)
 Б) Блиц опрос
1. Что называется обращением?  (слово или словосочетание, называющее лицо ( реже предмет), которому адресованна речь; )
2. Каковы способы выражения обращений? (имя собственное, названия лиц, местоимение, кличка, названия животного, название предмета, явления, места, понятия)
3. Какими знаками препинания и как выделяются обращения? (обособляются)
4. Являются ли обращения членами предложения? (нет)

  • В)   Актуализация знаний, полученных при изучении тем «Синтаксис простого предложения».

 

Синтаксис

 

 

 

 

 

предложение

 

словосочетание

 

простое

 

сложное

 

Двусоставное

 

 

Односоставное

 

Неопределенно-личное

 

безличное

 

Обобщенно-личное

 

назывное

 

Определенно-личное

 

согласование

 

управление

 

примыкание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осложнение простого предложения

 

Конструкции, осложнчющие структуру простого предложения

Однородные члены

Обособленные члены

Вводные слова, словосочетания

Обращения

 

 

С
И
Н
Т
А
К
С
И
С

 

  1. Сочетание двух или нескольких самостоятельных слов.
  2. Способы связи, при котором зависимое слово связывается  с главным только по смыслу.
  3. Способы связи, при котором зависимое слово ставится  при главном слове в определенном падеже.
  4. Предложение, состоящее из одного главного члена- подлежащего или сказуемого
  5. Способы связи, при котором зависимое слово ставится  в тех же формах, что и главное.
  6.  Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.
  7. Предложение, состоящее из двух главных членов.
  8. Предложение, при котором нет и не может быть лица.
  9. Предложение , состоящее из двух или более простых предложений.

 

ІІІ.Изложение нового материала

 

  1. 1.      Слово учителя

Сообщение темы урока

 

Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух и более простых предложений. Они отличаются от простых предложений тем, что имеют две и более грамматические основы и выражают более сложные мысли.

Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью  и объединяются по смыслу и при произношении в единое целое. Например:  Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела. (Ф.Волтер.)

 

Средства связи

 

 

союзы                                                                                                      интонация

 

 

 

 

 

 

                                                Союзные слова

 

Основными средствами связи простых предложений в составе сложных являются союзы, союзные слова и интонация (без союзов и союзных слов).

Сложные предложения

 

Союзные сложные предложения

 

Бессоюзные сложные предложения

 

Сложноподчинённые предложения

 

Сложносочинённые предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзными называются предложения, в которых простые предложения связаны при помощи союзов, союзных слов и при участии интонации.

Бессоюзными называются сложные предложения , в которых простые предложения связаны только интонацией, т.е без участия союзов и союзных слов.

Сложные союзные предложения по типам связи составляющих  их простых предложений и по выражающим эти связи союзам делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения – это сложные предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и объединяются сочинительной связью, выражающейся при помощи сочинительной связью.

Сложноподчинённые предложения- это сложные предложения, в которых одно из простых предложений подчинено другому , т.е связано подчинительной связью, выражающейся при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

 

Подведение итога:

А) «Мозговая атака»

1. Что такое сложное предложение?

2. На какие виды делятся сложные предложения?

3. Какие предложения называются сложносочиненными?

4.  Назовите  средства грамматической  связи частей  ССП?

5.. Какие предложения называются сложноподчиненными?

6.  Назовите средства грамматической  связи частей    СПП?

7. Какие предложения называются  бессоюзными?

8. Назовите  средства грамматической  связи частей  БСП?

 

Б) Венн диаграмма

Что общего и чем отличаются сложные предложения?

 

                ССП

 

                        СПП

 

                           БСП

 

 

 

 

 

 

IV Закрепление новой темы.

 

А) Самостоятельная работа

Прочитайте. Укажите  способы связи  сложных предложений. Аргументируйте свой ответ.

 

1.Николушка долго кричал, чтобы ему отворили. (Л.Т.) 2. Солнце село, и на небе задумчиво замерли легкие, ещё розовые облака.(М.Г.) 3. Каштанка помнила, что на дороге она вела себя крайне неприлично (Ч.) 4. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричат. (И.Т.) 5. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах. (М.Г.) 6. Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. (Ч.) 7. С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась (Л.Т.)

 

Б) Игра «Кто быстрее?»

Закончи предложение

Айнур не пришла на занятие, потому что …

Айдар сказал друзьям, что…

Девочки нашей группы приняли участие на «Конкурсе красоты», а…

Сегодня мы вернулись поздно, так как …

 

Г) Корректорская правка

Найдите и исправьте допущенные пунктуационные ошибки в ССП. Объясните правила постановки знаков препинания.

Я отправился пешком а Павел Митрич ехал за мной верхом.

То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит.

Всходило солнце и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.

Когда зимой ешь свежие огурцы то во рту пахнет свежей весной.

Половина таланта  заключается в умении выбрать из действительной жизни то что может стать поэтическим.

 

Д) Игра «Третий лишний»

Определите лишнее предложение

  1. Становилось всё темнее и темнее, и деревья сгруппировались в каких-то чудовищ.

Речь его лилась тяжело, но свободно

Когда поднялось солнце, лодка была уже далеко.

(Простое предложение  с однородным членом)

  1. 2.      Тихо в тёмном поле, сладко пахнет клевер, над землёй брезжит сладкий полусвет.

Он вернулся на Чёрное море, где был назначен капитаном пажарного парохода в Одессе.

Она отворила шкаф, оттуда потянуло запахом сластей.

(Бессоюзное сложное предложение)

  1. 3.      Новые партии то распадаются, то в них вливаются новые силы.

Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивалибагряными кострами.

Уже ночь ложилась на горы, и туман начал бродить в ущельях.

(ССП с разделительным союзом )

 

Д) Выборочное списывание

Расставьте знаки препинания. Выпишите только сложные предложения.  Укажите вид сложного предложения.

Ночь побелела и месяц садится за реку красным серпом. Солнце поднялось и обогрело землю. Уже ночь ложилась на горы и туман начал бродить в ущельях. Играют вальс и мы танцуем. Нина переводила глаза то на Любку то на Олю. Искусство заключается в том чтобы в произведении искусства его не было заметно. Искусство выражает единственную правду  которая, в конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие.

 

 

Ж) Рефлексия

 

 

Сложные предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З) Проверь себя

Тест

І вариант

  1. Укажите вид сложного предложения

Люблю интересоваться тем, что происходит в мире.

А) ССП

В) СПП

С) БСП

 

  1. Определите  сложносочиненное предложение

А) Половина таланта заключается в умении выбрать из действительной жизнито, что может стать поэтическим.

В) То я подтягивал песню, то он вторил мне.

С) Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло солнце.

 

  1. Найдите предложение, связанное союзным словом.

А) Поэт, который  умеет пользоваться инергией слова, накопленный веками, способен волновать, потрясать души простым сочетанием немногих слов.(Марш.)

В) Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (Бун.)

С) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова- поэзия.

 

  1. Укажите сложноподчиненное предложение

А) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево.

В) Бывали трудные ситуации в его жизни, но он всегда выходил из них с честью.

С) Писатель , если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей.

 

  1. Определите сложное предложение

А) Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов, ни локомотивов, ни широких рек.

В) То он собирался поступать в Зоологический сад учиться на укротителя тигров, то его тянуло к пожарному делу.

С) Волчата ничего не понимали , но замахали хвостами.

 

ІІ вариант

 

  1. Укажите вид сложного предложения

Тихо в темном небе, слазко пахнет клевер, над землей брежит слабый полусвет.

А) ССП

В) СПП

С) БСП

 

  1. Определите сложноподчиненное предложение

А) Он поднял глаза и увидел, что над садом торжественно и радостно сияло солнце.

В) Чайка прилетела- скоро лёд пойдёт.

С) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг туманом, залепляя глаза, повалит водянистый снег.

 

  1. Найдите предложение, связанное сочинительным союзом

А) Бабушка не поняла того, что он сказал.

В) Расскажу ту сказку, которую мама любила.

С) Ему стало жарко, и он распахнул полушубок.

 

  1. Укажите бессоюзное сложное предложение

А) Это был въезд в старинную усадьбу, которой распоряжался смотритель.

В) Душистый жар внезапно сменился влажным холодом, и тени быстро густели.

С) Хочешь увидеть солнце- выйди в степь пораньше.

 

  1. Укажите сложноподчиненное предложение

А) Небо такое светлое, напоминает глаза ребёнка.

В) Вот поляна, где мы собирали цветы.

С) Уже давно расцвело, а лампа всё горела.

Ключ к тексту

І вариант                                                             ІІ вариант

1).В ; 2) В; 3) А; 4) С; 5) В;                           1) С; 2) А; 3) С; 4) С; 5) В;

V. Комментирование оценок

 VI. Задание на дом:

Выписать из любой литературы по три предложения на каждый вид сложного предложения.

Знать грамматический материал

Составьте кроссворд «Сложные предложения».

(ЖҮКТЕУ)

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *